Большая дорога начинается с первого шага. Все мы смотрели «Ледниковый период», но мало кто задумывался над тем, что все эти люди, выполняющие сложные танцевальные па на льду, начинали с того, что учились тянуться рукой к погремушке и хватать ее.
Все наши действия основаны на моторных рефлексах, которые человек приобретает в самом начале жизни. Из них, как из кирпичиков, складываются сложнейшие движения, которые выполняют артисты балета и спортсмены, солдаты группы «альфа» и швеи-мотористки. Вырастая, ребенок приобретает все больше двигательных навыков, начинает соединять их в произвольном порядке, чтобы произвести то или другое действие. За первые два года грудничок вырабатывает больше моторных рефлексов, чем за всю последующую жизнь. А потом только комбинирует их в произвольном порядке: ученые считают, что любое новое движение взрослого человека – это сочетание тех двигательных навыков, которые он приобрел, будучи малышом.
При этом у ребенка до года не просто развиваются те или иные группы мышц, у него развивается мозг, ведь именно оттуда поступают сигналы маленьким пальчикам и ножкам. Молодым родителям необходимо знать: для того, чтобы грудной ребенок захотел освоить новые движения, ему необходимы определенные стимулы. Задача родителей – обеспечить наличие этих стимулов и дать малышу возможность овладеть как можно большим числом моторных навыков к шестилетнему возрасту, это позволит ему и в дальнейшем быть хозяином своего тела.
И всего-то надо сделать обстановку в доме интересной для ребенка: к кроватке подвесить яркие игрушки, на стену – надувные яркие шарики. Обращайте внимание ребенка на все эти интересные вещи, танцуйте с ним на руках, пойте, вспомните все прибаутки и забавы, которыми вас развлекали в детстве. А если не помните – прочитайте соответствующие книги. Все время старайтесь заинтересовать ребенка окружающими предметами, но, естественно, помните о его безопасности. Можно показать, как зажигается свет, если нажать на выключатель, но совсем не обязательно стимулировать интерес к розетке, горячему термосу или стягиванию скатерти со стола.
Нет необходимости все время носить ребенка на руках: поиграйте, развлеките, покажите что-то новое – и дайте ему отдохнуть, он с удовольствием спокойно полежит в кроватке, у него на повестке дня много других дел, например, надо изучить свои пальчики и попробовать засунуть пятку в рот.
Наблюдайте за поведением ребенка, он ведь говорить не умеет, так что вам другим способом не удастся узнать, устал он или хочет играть, болит у него животик или он хочет есть.
Внимание! Никогда не пытайтесь обучать ребенка, если его что-то беспокоит! Постарайтесь найти причину и устранить ее, только тогда физическая активность будет вашему малышу в радость.
Не надо бежать впереди паровоза: стимулировать освоение новых движений следует только тогда, когда грудничок готов к этому. Невозможно научить ребенка ходить, если он не умеет подниматься на ножки, не стоит сажать в подушки только потому, что ему исполнилось уже шесть месяцев. Все детки — разные, у каждого свой темп развития. Да и природный темперамент дает о себе знать уже в возрасте до года: один малыш будет часами внимательно рассматривать игрушки и рвать бумажки, а другой едва научившись ползать готов удрать на улицу, стоит только на минуту оставить его без присмотра.
Задача внимательных родителей – скорректировать поведение ребенка: тихоню следует увлечь физическими упражнениями, а гиперактивного – заинтересовать, например, рисованием или игрой на достаточно прочном ксилофоне. И ключевое слово тут — «заинтересовать», потому что поставить малоподвижного ребенка в ходунки или забросить юного непоседу в манеж – это значит создать стресс, абсолютно нежелательный для детской психики. Вместо того чтобы выработать нужное поведение, вы только затормозить развитие ребенка.