Мы поехали на 5 дней в Баварию. Ранее я уже писал: День 1 – пивные Мюнхена.

Поездка в Баварию: общественный транспорт Мюнхена.

Общественный транспорт столицы Баварии — это хорошо развитая и разветвленная сеть из множества трамвайных, автобусных маршрутов, а также станций метро (U-Bahn) и городской электрички (S-Bahn). Так что особых проблем с тем, чтобы попасть в отдаленные районы города, нет. Кроме того, транспорт в Мюнхене «пунктуален», как сами немцы — все ходит по строго определенному расписанию с точностью до минуты, так что нет нужды, например, сходить с остановки на обочину и высматривать, приближается долгожданный автобус или нет. Задержки, конечно, случаются, но вызваны они бывают только форс-мажорными обстоятельствами.

Метро Мюнхена (U-bahn)

Метро Мюнхена (U-bahn)

В мюнхенской транспортной системе существует множество нюансов, которые могут вызвать определенные затруднения у гостей города. В первую очередь это касается выбора необходимого билета, так как их стоимость и действительность различны в зависимости от расстояния, а также от зоны городского общественного транспорта.

Транспортная система Мюнхена поделена на 4 зоны — внутреннюю (Innerraum), зону XXL (белую и зеленую), внешнюю (Ausserraum — зеленая, желтая и красная) и общую сеть (Gesamtnetz). Стоимость билетов зависит именно от зоны, а не от вида транспорта, так что на одно расстояние в пределах одной зоны можно проехать за одни и те же деньги, как на трамвае, так и на метро и автобусе. Также существует 16 так называемых колец, по-немецки Ring.

Транспортные зоны Мюнхена

Транспортные зоны Мюнхена

Виды билетов

Билет на 5 персон (Partner-Tageskarte), действующий во внутренней зоне

Билеты есть нескольких видов: билет на короткое расстояние в одной зоне (Einzelfahrkarte Kurzstrecke); билет на более длинную поездку в пределах одной зоны (Einzelfahrkarte); блок из десяти полосок-билетов, так называемая Streifenkarte; также удобным вариантом является дневной билет на одного человека (Single-Tageskarte) и до 5 человек (Partner-Tageskarte). Isarcard — Wochenkarte — недельный билет на одного человека.

Einzelfahrkarte Kurzstrecke: самый дешевый билет стоимостью 1,20 Евро на 4 остановки на автобусе или трамвае или на 2 станции метро. При наличии GeldKarte такой билет стоит на 5 центов дешевле, но это касается лишь жителей Германии, у которых она может быть.

Einzelfahrkarte: Это билет на более длинную поездку в одной зоне или сразу нескольких, так что стоимость колеблется. 1 зона стоит 2,40 Евро, в 2 зонах — 4,80 Евро, в трех — 7,20 Евро, а при поездке в 4 зонах придется раскошелиться на 9,60 Евро. С GeldKarte стоимость также ниже. Для детей от 6 до 14 лет билет для всех зон стоит одинаково — 1,20 Евро, а те, кому нет 6 лет, в сопровождении родителей могут ездить бесплатно.

Streifenkarte: «Полосатый» билет на 10 коротких поездок, либо на поездки в нескольких зонах, но в этом случает придется компостировать более, чем 1 полоску, которая эквивалентна 1,15 Евро. Этот билет стоит 11,50 Евро, и если Вы хотите проехать длинное расстояние в одной зоне, то необходимо компостировать 2 полоски, в двух зонах — 4 полоски, для трех зон требуются 6 полосок, а для четырех — уже 8 полосок. Для молодежи от 15 до 20 лет тарифы отличаются от обычных: одна зона, как и короткая поездка, обойдется в одну полоску, 2 зоны стоят 2 полоски, 3 зоны — 3 полоски, 4 зоны — 4 полоски. Для детей от 6 до 14 лет во всех зонах проезд равен стоимости одной полоски. На каждой остановке указано, куда можно доехать за полоску.

Single-Tageskarte: Дневной билет очень удобен для туристов. На одного человека для поездок во внутренней зоне такой билет стоит 5,20 Евро. В зоне Мюнхен XXL — 7 Евро. Во внешней зоне Ausserraum стоимость дневного билета равна 5,20 Евро. В 4-й зоне дневной билет обойдется в 10,40 Евро. Существуют также трехдневные билеты, но только для внутренней зоны (Innerraum) стоимостью 12,80 Евро.

Partner-Tageskarte: Этот дневной билет предназначен для максимум 5 человек и стоит во внутренней и внешних зонах 9,40 Евро, в зоне XXL — 12,30 Евро, а для четвертой зоны уже 18,80 Евро. Стоимость трехдневного билета для нескольких человек составляет 22 Евро.

Isarcard — Wochenkarte: Недельный билет на одного человека для поездок в пределах четырех колец внутренней зоны стоит 17,20 Евро. Однако есть один нюанс — этот билет действителен только начиная с понедельника и до полудня следующего понедельника.

Ограничение по времени и штрафы

Городская электричка Мюнхена (S-bahn)

Городская электричка Мюнхена (S-bahn)

Следует особо обратить внимание на то, что на коротких билетах, а также на Einzelfahrkarten и Streifenkarten распространяется и ограничение по времени. Короткие билеты действительны в течение одного часа, Einzelfahrkarten и Streifenkarten в первой зоне «работают» три часа, а в остальных — четыре.

Целый день без ограничений можно ездить по Мюнхену, приобретя Баварский билет. Такие билеты есть во всех федеральных землях, так что при наличии баварского билета можно путешествовать не только по городу, но и по всей Баварии. Стоит такой билет на 5 человек 28 евро при покупке в автомате и 30 евро, если приобретать его у кассира. Цена Баварского билета на одного человека 20 евро (у кассира — 22). Также Баварский билет дает право получить некоторые скидки, например, при посещении Мюнхенского зоопарка или знаменитой киностудии Бавария-фильм.

Обязательно нужно помнить, что в Германии не стоит рисковать в вопросах оплаты проезда — штраф составляет 40 евро, а проверки контроллеров — дело довольно частое.

Автобус

Автобусная сеть Мюнхена разделена на три вида, каждый из которых имеет свою определенную функцию. Это MetroBus, городской автобус (StadtBus) и специальные автобусы TaxiBus. 11 линий MetroBus и 57 линий городского автобуса обслуживают 889 мюнхенских остановок. Всего автобусная сеть составляет 458 километров.

MetroBus

Автобусы этой сети имеют двухзначный номер и передвигаются по линиям с 50 по 60. Эти маршруты соединяют отдаленные места Мюнхена, районы торговых центров и городских транспортных узлов. Днем они ходят с десятиминутным интервалом, который вечером увеличивается до 20 минут. Все автобусы этой сети сочлененные.

StadtBus

Большинство всех мюнхенских автобусов относятся к линии городского автобуса. Они также ездят каждые 10 или 20 минут в зависимости от времени суток. Существует пять диапазонов номеров городских автобусов, каждый из которых обозначает тот или иной район Мюнхена:

30–159 — обслуживают касательные городские линии, внутренние городские, а также юг города;

160–169 — западные районы города;

170–179 — север Мюнхена;

180–189 — северо-восток столицы Баварии;

190–199 — мюнхенский юго-восток.

Для туристов особо полезной должна быть 100-я линия, более известная как «Музейная линия». Автобусы этой линии на своем пути от Восточного вокзала через весь город к Главному вокзалу минуют сразу 24 музея.

Линии 101–106 и 112–127 считаются дополнительными к метро и трамваю соответственно.

Трамвай

Трамвай Мюнхена (Tram)

Трамвай Мюнхена (Tram)

На немецком он называется Straßenbahn München, сами мюнхенцы называют его просто — Tram. Один из основных видов транспорта в Мюнхене наряду с метро, а заодно и самый старый — первый трамвай в столице Баварии пустили 21 октября 1876 года. К настоящему моменту сеть насчитывает 11 дневных маршрутов, курсирующих с 4:30 утра до полвторого ночи. Общая длина сети составляет примерно 75 километров и имеет 155 остановок. Также существуют ночные маршруты, работающие с 1:30 до 4:30. Они обслуживают только 113 городских остановок и ходят каждые полчаса либо каждый час.

Дневные маршруты:

№ 12 — идет от Scheidplatz через Leopoldplatz до Romanplatz. Всего 17 остановок

№ 1 5 — Max-Weber-Platz — Großhesseloher Brücke. 17 станций.

№ 16 — Romanplatz — Sendlinger Tor. 14 остановок.

№ 17 — Amalienburgstrasse — Effnerplatz. 31 остановка.

№ 18 — Gondrellplatz — Max-Weber-Platz. 33 остановки.

№ 19 — Pasing Marienplatz — Karlplatz (Stachus). 36 остановок.

№ 20 — Moosach Bahnhof — Karlplatz (Stachus). 16 станций.

№ 21 — Westerfriedhof — Karlplatz (Stachus). 13 станций.

№ 23 — Münchner Freiheit — Schwabing Nord. 7 станций.

№ 25 — Max-Weber-Platz — Derbolfinger Platz (Грюнвальд, за пределами Мюнхена). 22 станции.

№ 27 — Petuelring — Schwanseestraße. 25 остановок.

Ночные маршруты:

№ 17 — как линия № 17 от Amalienburgstraße до Isartor и дальше как линия № 18 до Effnerplatz. 32 станции.

№ 19 — как и дневная линия № 19 со всеми остановками.

№ 20 — по маршруту дневной линии № 20.

№ 27 — как дневной маршрут № 27 от Petuelring до Ostfriedhof и далее как линия № 15 до Großhesseloher Brücke.

Практически все мюнхенские остановки оборудованы павильонами для ожидания, везде можно посмотреть расписание движения. В случае каких-либо изменений в движении об этом будет объявлено через громкоговорители.

U-Bahn (Метро)

Метро (U-Bahn) в Мюнхене является, пожалуй, основным и самым удобным видом транспорта. Открытое 19 октября 1971 года специально к Олимпиаде-72, сегодня мюнхенское метро насчитывает 98 станций, а общая протяженность составляет 100,6 километров. Технически все станции прекрасно оснащены — имеются лифты, эскалаторы, траволаторы, что делает поездки и пересадки для пассажиров весьма удобными.

Линии мюнхенского метрополитена различаются по номерам (U1 — U6) и цветам. Поезда линий U1 — U5 передвигаются в центре Мюнхена по общим тоннелям и проходят через одни и те же станции. Линия U6 заканчивается за пределами города в Гархинге.

Состав образца прошлых лет. Для линий S-bahn и U-bahn могут использоваться одни и те же составы

Турникетов в метро нет, так как билеты активируются при входе на саму станцию, и их проверяют контроллеры. По будням метро работает приблизительно с 4 утра до часа ночи, а в выходные — до двух. В часы пик интервал движения составляет 5 минут, а в остальное время десять.

Почти все станции метро в Мюнхене находятся под землей за исключением одной эстакадной на линии U5 и пяти наземных на линии U6. С 8 сентября 2009 года на станциях Hauptbahnhof, Sendlinger Tor, Odeonsplatz, Marienplatz, Karlsplatz (Stachus) и Theresienwiese, а также в туннелях между ними доступна мобильная связь стандарта GSM и UMTS. К 2012 году планируется полностью обеспечить мюнхенское метро мобильной связью.

S-bahn (городская электричка)

Городская электричка Мюнхена также была открыта к Олимпийским играм 1972 года и наряду с метро является основным видом общественного транспорта. Общая длина всех линий составляет 442 километра, а количество станций достигает 148. Пассажиропоток также внушителен — 800 тысяч пассажиров в сутки.

Схема линий метро Мюнхена

Схема линий метро Мюнхена

Всего в сеть входит 10 линий. 7 западных маршрутов (S1 — S7) проходят в центре, аналогично с метро, по общим путям, известным как основной коридор от Пасинга до Восточного вокзала. Все они соединяются с пятью восточными маршрутам, которые входят с состав семи западных линий. Поезда маршрута S8 на востоке проходят через Исманинг до аэропорта Франца-Йозефа Штрауса. Линии S20 и S27 по основному коридору не идут, а пересекают Изар по мосту «Гросхесселоэр Брюке». Линия A городской электрички — это дизельная линия, ответвляющаяся от S2 в Дахау и заканчивающаяся в Альтомюнстер.

S1 — от аэропорта Франца-Йозефа Штрауса через Главный вокзал и Мариенплац до Восточного вокзала. Всего 20 станций.

S2 — от Петерсхаузена через Главный вокзал и Фельдкирхен до Эрдинга. 32 станции.

S3 — от Маммендорф через Главный и Восточный вокзалы до Хольцкирхен. 31 станция.

S4 — от Гельтендорф через оба вокзала и Мариенплац до Эберсберга. 34 станции.

S6 — от Тутцинга по основному коридору до Восточного вокзала либо далее до Цорнединга. 22 или 30 станций.

S7 — от Вольфратсхаузен через центр, Карлсплац до Кройцштрасе. 36 станций.

S8 — от Хершинга через оба вокзала до аэропорта Франца-Йозефа Штрауса. 31 станция.

S20 — Пайзинг — Дайзенсхофен. 6 станций.

S27 — Главный вокзал — Дайзенхофен. 8 станций.

A — от Альтомюнстера до вокзала Дахау либо до Главного вокзала Мюнхена. 10–11 станций.

Поделиться