Очень часто я слышу от людей малознакомых, что надо мигрировать в более развитые страны: что там и образование лучше, и сыр вкуснее, и т.д.
Так вот, я решил высказать своё мнение по данному вопросу. Я знаю несколько семей, которые уехали «туда», которые вернулись или планируют вернуться, и которые остались «там». Ну и плюс мой скромный опыт путешественника мне будет помогать писать эту публикацию.
Ключевые мысли обычно звучат приверженцев переезда в другую страну с детьми следующим образом: в РФ образование на нуле, все старые преподаватели канули в лету, народ разлагается — поэтому надо срочно «делать ноги».
Однако, всё интереснее.
В чём разница между начальным образованием в России и образованием в Германии? (Из разговора с учителем младших классов из Штутгарта)
1) В России делается упор на дисциплину,
2) В России единая программа, т.е. прежде чем ребенок откроет себя и поймёт что же именно ему интересно — всем предстоит пройти одну и ту же программу обучения.
В Германии при этом:
1) Упор делается на раскрытие творческих способностей
2) Личность маленького человека ставится по сути выше программы обучения.
Так как это был преподаватель, которая переехала в Германию в 2002 году, из одного из регионов России, и уже 12 лет преподаёт у немцев, ей прекрасно известны все плюсы и минусы той и иной формы обучения.
На мой вопрос:
— а где бы вы хотели, если бы у вас был выбор, чтобы учились две ваших дочки?
Она ответила:
— разумеется, в России. Просто потому, что таким маленьким детям в первую очередь нужна дисциплина: им нужно научиться академической выносливости, им необходимо усвоить азы каждого предмета — просто чтобы был больший выбор в дальнейшем куда развиваться.
Таким образом, в Европе предоставляется детям сделать осознанный выбор в своём развитии, и идти в профессиональное поприще в соответствии с этим выбором. Но с какой стати 5-8 летний ребенок может сделать грамотный выбор, осознанный выбор? Слишком много свободы для слишком маленьких детей.
В младших классах я бы не рекомендовал уезжать в другие страны для обучения.
Далее. Средняя школа.
В России сформировалась новая волна педагогов, обучающих по призванию. При этом некоторые учителя старой советской закалки еще не перевелись. И на выходе получается убойная смесь творческого подхода и дисциплины.
Ну и плюс в России колоссальное количество вариантов для качественного развития ребенка: и школы английского, и мастерские, и бассейны, и шахматы, и музыкальные школы, и различного рода борьба, и моделизм, и многие многие другие факультативы и тренировки. При этом сама школа стоит совсем дешево.
Для формирования полноценной чувствующей и думающей личности в России созданы все условия.
А вы слышали когда-нибудь передачу «Мы талантливы» по Детскому радио? Там звонят дети разных возрастов и рассказывают стихи (в том числе собственного сочинения)/поют песни/играют на музыкальных инструментов и рассказывают о себе. Так вот, подавляющее число звонящих — действительно удивляют: они занимаются и творчеством, и спортом, и при этом успевают учиться в школе.
Таким образом, у нас закладывается в головы школьников культура в начальной и средней школе! Культура общения, культура развития себя и своих способностей, и при этом дети проходят школу выживания общения со сверстниками в непосредственной их среде общения.
В средних классах я бы не рекомендовал иммигрировать для обучения.
А вот старшие классы и высшее образование — это большой пробел для россиян. Объясню почему:
- во-первых, в России практически не проводятся различные научные исследования,
- во-вторых, преподавательский состав обучает достаточно устаревшим моделям и не обновляет свои познания по «своей» науке,
- в-третьих, наши ВУЗы дают действительно слабые не практичные знания.
Для получения высшего образования обязательно надо вывозить ребенка заграницу для обучения.
Он уже к этому времени и поймёт в какой профессиональной области хотел бы дальше развиваться (а какие области — отторгает), и будет действительно сильная комплексная обще познавательная подготовка за плечами.
По поводу вывоза детей в старших классах на обучение в другие страны (Америку, Англию, Австралию) — каждый должен решить для себя сам, т.к. это зависит зачастую от знания иностранного языка. Если ребенок знает язык не достаточно — тогда нужно уезжать. Если ребенок знает язык отлично — тогда нет смысла уезжать. Тут главный критерий — именно возможность без тяжелых психологических проблем влиться в процесс образования в зарубежном ВУЗе на языке преподавания.
Таким образом, как я вижу процесс образования ребенка:
- Обязательно с детсадовского возраста отдать ребенка в школу иностранного языка. Чтобы он и нарабатывал словарный запас, и по мере возможности начинал общаться с носителями языка.
- Ни в коем случае не отдавать ребенка в «лингвистическую школу» — там дают иняз на весьма посредственном уровне — мой опыт общения с выпускниками школ с китайскими языками и с родителями выпускников школ с английским уклоном говорит, что без репетиров и дополнительного обучения дети не смогут освоить язык.
- В младших, средних и старших классах обучаться в России.
- Высшее образование получать зарубежом.
если жить и работать в России — то и учиться в России!